фoтo: Кирилл Искoльдский
Всeгo зa пoлгoдa прoмышлeннoe прoизвoдствo пoднялoсь нa 2%. Этo, кoнeчнo, нe тoт бурный рoст, нa кoтoрый рaссчитывaлo прaвитeльствo, нo явнo лучшe прoшлoгoднeгo пoкaзaтeля, который оказался «около ноля». Разумеется, все сектора, внесли свой вклад в итоговую цифру роста по полугодию по-разному. Едва ли не наибольший, как свидетельствует бесстрастная статистика, — производство водки, которую явно никакой кризис не берет. Не посрамил свои градусы и коньяк, прибавивший за тот же период 12,8%. А вот из того, что можно использовать в качестве закуски, наиболее заметно выросло производство мяса — на 6,7%. Впрочем, не все вредные привычки оказались в плюсе. Производство сигарет в январе-июне текущего года сократилось на те же 20%.
Но вернемся к водке. Ее победу в статистических отчетах эксперты объясняют не столько собственно подъемом производства, созданием новых рабочих мест, притоком инвестиций, сколько удачным внедрением с середины прошлого года Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), позволившей вывести из тени значительную часть нелегальной алкогольной продукции. Эта система призвана отслеживать путь алкоголя от производителя до магазина — с тем, чтобы затруднить появление на прилавках контрафакта.
«Система ЕГАИС, с прошлого года распространенная на все звенья товаропроводящей цепочки, доказала свою эффективность. Сейчас можно отследить алкогольную продукцию с момента производства до момента реализации. Система успешно вытеснила нелегальный алкоголь из розницы, в результате выросло легальное производство, а поступления с акцизов и налогов в бюджет увеличились почти на 20%», — сообщил в беседе с «МК» председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Эту точку зрения разделяет и директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, считающий, что данные Росстата являются естественным отражением процесса вывода из «тени» крепких спиртных напитков. «Это совершенно нормально, потому что в середине 2016 года заработала система ЕГАИС, которая вытеснила всю контрафактную водку из легальной розницы. Производство водки начало заметно расти, потому что «паленая» сорокоградусная продукция стала исчезать, а легальная — наоборот, увеличиваться».
При этом эксперт обращает внимание на то, что потреблять «беленькую» россияне больше не стали. На самом деле люди пьют примерно столько же, сколько и раньше — просто теперь в этой усредненной статистике больше заметна легальная часть, а не теневая.
Правда, если говорить о потреблении водки, то на этот процесс еще влияют и цены, в регулировании которых активно участвует государство. С 2009 года правительство устанавливает минимальную цену на полулитровую бутылку водки. Напомним, что с 13 мая она в очередной раз поднялась — на 8%, и теперь составляет 205 рублей. Этому предшествовала длительная дискуссия в правительственных ведомствах, которые никак не могли сойтись в окончательной стоимости «минималки». В результате была предложена компромиссная цена, которой производители остались недовольны, утверждая, что она позволяет им работать буквально на грани рентабельности.
Тем не менее, как показали итоги первого полугодия, это не мешает им ставить производственные рекорды и делать водку новым драйвером экономического роста в стране вместо освободившей лидерское место нефти.