фoтo: uawire.org
Пo слoвaм Aнгeлы Мeркeль, гaзoпрoвoд «Сeвeрный пoтoк — 2» — этo сугубo экoнoмичeский прoeкт, пoэтoму eгo рeaлизaция нe прeдстaвляeт угрoзы для дивeрсификaции пoстaвoк углeвoдoрoдoв в eврoпeйскиe гoсудaрствa. Стoит oтмeтить, чтo свoим зaявлeниeм нeмeцкий кaнцлeр пoдвeлa итoг пeрeгoвoрoв с польским премьером Матеушем Моравецким, который в последнее время прилагает все усилия для приостановления строительства российского экспортного газопровода.
В конце января этого года Моравецкий добился аудиенции с американским госсекретарем Рексом Тиллерсоном, на которой рассказал об угрозе «Северного потока — 2» как для Европы, так и для всего остального мира, а также потребовал оштрафовать все европейские компании, участвующие в реализации этого проекта (чуть позднее в интервью немецкому изданию Die Welt он пригрозил, что запуск российского газопровода может привести к войне между Россией и Украиной).
Тиллерсон оказался солидарен с польским премьером и заявил, что новая газовая труба из России в Европу — это ничто иное, как «очередной инструмент политического давления» нашей страны на европейские государства. Меркель, в свою очередь, считает иначе и не находит в «Северном потоке — 2» никакой «политической подоплеки».
В принципе, понять разногласия Варшавы и Вашингтона с одной стороны и Берлина — с другой, относительно будущего российского трубопровода, нетрудно. США намерены наладить поставку собственного газа на европейский рынок и вытеснить с него российское сырье. Первые поставки сжиженного топлива в страны ЕС уже начались — танкеры с СПГ регулярно дефилируют через Атлантический океан, а его покупателями выступают уже названная Польша, а также государства Прибалтики.
Вместе с тем, пока объемы экспорта «голубого топлива» из США в Европу не велики. Как заявил начальник управления долгосрочных программ развития «Газпрома» Кирилл Полоус, если сравнивать объем поставок российской монополии на европейский рынок (это более 30% энергобаланса ЕС) с чашкой кофе, то поставки американского СПГ составляют считанные крохи в этом напитке. «Очевидно, что несколько капель кофе вряд ли придадут бодрость. Равно как и СПГ из США не оказал значимого влияния на диверсификацию поставок газа и энергетическую безопасность европейского региона», — отмечает Полоус.
У Польши существуют собственные интересы — Варшава намерена проложить по дну Балтийского моря альтернативный «Северному потоку — 2» газопровод Baltic Pipe, чтобы в последствии приобретать не российский, а норвежский газ, добываемый на шельфовых месторождениях Северного моря. Однако эта труба вряд ли сможет конкурировать с проектом, реализуемым «Газпромом». Мощность Baltic Pipe обещает составлять всего 10 млрд кубометров ежегодно. Причем, строительство этого маршрута предполагается завершить только в 2022 году. Поставки по «Северному потоку — 2» должны составить не менее 55 млрд «кубов», тогда как его сдача в эксплуатацию назначена на 2019 год.
В связи с этим, защита российского газопровода Ангелой Меркель вполне очевидна. По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, две из пяти иностранных компаний, которые уже активно вкладывают средства в создание российского газопровода, это немецкие Uniper и Wintershall. Еще два представителя этой страны, E.ON и BASF, пообещали закупать «голубое топливо», поставляемое по этому маршруту.
Кроме того, в Берлине прекрасно понимают, что транзит российского газа через территорию Украины (который занимает более 50% газового импорта стран Старого Света) крайне нестабилен. Во-первых, газотранспортная система Незалежной только для поддержания своей эксплуатации требует внушительных инвестиций, которые Европа предоставлять не собирается. Во-вторых, политическая обстановка в Киеве не может гарантировать, что в определенный момент Украина, как это случалось ранее, не приостановит или сократит движение российского сырья по своим трубам в Европу и вновь обвинит в этом нашу страну.
Энергобаланс стран ЕС в этом случае нарушится, а местные потребители столкнутся с топливным дефицитом. «Поэтому Меркель еще не раз вступится за строительство «Северного потока — 2», как она это делала ранее. Вместе с тем, подводные камни на пути реализации российского газопровода все-таки существуют», — отмечает эксперт.
По его словам, Германия собирается занять позицию главного энергетического хаба Европы. Многим странам, особенно тем, кто не является инвесторами «Северного потока — 2», это явно не нравится. «Выступая на стороне России, Германия также преследует собственные экономические интересы. В частности, возможно, добивается более дешевых цен на поставку российского газа. «Северный поток — 2» несомненно будет построен. Однако его стоимость в связи с политическими перипетиями, которые нагнетаются с легкой руки Вашингтона и Варшавы, может вырасти», — полагает Пикин.