Oчeвиднo, чтo у Минфинa РФ нeт лишниx срeдств для урaвнeния двуx вeличин. Пoвысить МРOТ думaли зa счeт рeгиoнaльныx «кoпилoк». Нo сущeствeннaя чaсть oблaстныx бюджeтoв и тaк eлe свoдит кoнцы с кoнцaми. Выxoд из ситуации нашел глава Минтруда Максим Топилин, так как «закон о повышении зарплаты должен быть исполнен нормальным образом». С 1 мая МРОТ дотянут до прожиточного минимума, но, по его словам, содержание потребительской корзины будет пересмотрено.
Напомним, еще в Послании Федеральному собранию президент Путин поручил с 1 мая 2018 года повысить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума — 11 163 рублей в месяц — в рамках решения основной задачи нового правительства: борьбы с бедностью в стране. До «дня икс» осталось менее двух недель, но уже понятно, что поединок с нищетой будет весьма напряженным.
«У Минтруда была попытка сделать благородный шаг — осовременить этот набор продуктов, увеличив количество мяса, рыбы, овощей и фруктов. Но это начинание было анонсировано до появления поручения президента о выравнивании МРОТ и прожиточного минимума. То есть изменение наполнения корзины не несло бы никаких реальных последствий для бюджета. А теперь несет», — подчеркнул ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Уточнение списка необходимых продуктов и услуг будет, в частности, требовать роста зарплат в бюджетной сфере, а значит, и в госсекторе. Например, 20 апреля появилось сообщение ЦБ о том, что «борщевой набор» овощей подорожал в марте на 16%.
«Такое уравнение — это дополнительные расходы федерального бюджета, у дотационных региональных «копилок» нет возможности повысить зарплаты. А во-вторых, это дополнительная финансовая нагрузка на бизнес, который и так сейчас переживает тяжелые времена. Постоянное повышение МРОТ опасно тем, что бизнес будет уходить в тень, избегая всякого регулирования оплаты труда и уплаты налогов», — отметила в разговоре с «МК» член Торгово-промышленной палаты (ТПП) Анна Вовк.
К маю расходы на материальную помощь регионам перевалят за 36 млрд рублей — это немало. К тому же это уже больше запланированных ранее выплат в объеме 26,2 млрд рублей. В 2019 году, по оценке Минтруда, понадобится еще больше — минимум 43,9 млрд рублей. «Частным же компаниям на исполнение нового правила дополнительно понадобится 43,3 млрд рублей в 2018 году и 72,7 млрд в 2019 году»,— рассказала член ТПП.
Поэтому легче совсем отказаться от расчета прожиточного минимума. Вместо него предлагается использовать другой показатель для определения количества бедных. Это число тех, у кого доход оказался на 40% меньше средней зарплаты. Такая возможность прорабатывается Минтрудом совместно с Росстатом.
«Съедобная корзинка» в ее нынешнем виде рискует стать анахронизмом, считает Анна Вовк. «Набор продуктов для расчета прожиточного минимума наверняка в нынешнем виде не оставят, — полагает она. — Иначе правительство или окажется обманщиком, не выполнив свои обещания, или будет вынуждено сократить иные статьи расходов, в том числе соцподдержку. Если же ее не отменят, то, вероятно, пересмотрят ее состав в сторону упрощения».
Напомним, что потребительской корзиной считается приблизительный набор товаров, потребляемых ежемесячно или круглогодично одним гражданином или всей семьей. «На основании его стоимости по текущим ценам рассчитывается минимальная денежная сумма, необходимая для жизни, или тот самый прожиточный минимум, — сказал инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин. — Другой понятной методики для расчета прожиточного минимума нет, поэтому ее не отменят».
Несмотря на то что сама по себе потребительская корзина не влияет на благосостояние людей, а всего лишь показывает динамику цен и тарифов, актуальных для граждан, любое изменение ее состава отразится на положении малоимущих слоев населения.