фoтo: Eлизaвeтa Клушинa
В нaстoящee врeмя рoссиянe всe рeжe пoсeщaют бaнкoвскиe oтдeлeния. Oплaтить услуги ЖКX, интeрнeт или oтпрaвить дeньги другу — всe этo не занимает больше пяти минут. Достаточно иметь под рукой смартфон с установленным приложением кредитной организации. Впрочем, все же есть некоторые транзакции, которые требуют личного присутствия клиента, такие, например, как срочный перевод на крупную сумму.
Однако россияне смогут и вовсе забыть про посещение финансовых учреждений. С 1 июля вступает в силу закон, согласно которому вводится новое понятие — удаленная идентификация клиента-физического лица.
«Суть ее заключается в том, что клиент для установления своей личности может обратиться в банк, который зафиксирует этот факт и передаст сведения в Единый банк данных, к которому имеют доступ множество государственных органов, банков и других организаций», — поясняет руководитель юридического департамента АКБ «Ланта-банк» Дмитрий Шевченко.
По его словам, такой подход сейчас внедряется повсеместно. Например, так работает система идентификации для портала «Госуслуги». В результате ее внедрения клиенты банков получат множество удобных сервисов. В частности, возможность открывать счета и вклады в любых кредитных организациях без необходимости личной явки.
«Согласно законодательству, любой банк-участник системы страхования вкладов, который не является банкротом и по которому не принято решение ЦБ о запрете на проведение идентификации и аутентификации может оказывать эту услугу по внесению в физического лица-клиента в единую базу данных», — продолжает эксперт.
Для этого банк заключает договор с физическим лицом об электронном документообороте после биометрической идентификации клиента. Но в настоящее время не все российские банки готовы к таким изменениям, поскольку для проведения идентификации клиента на месте кредитная организация должна обладать средствами технической оснащенности, отвечающими требованием ЦБ. Например, если клиент хочет пройти идентификацию в каком-то конкретном банке, то ему не вправе отказать в этом. Отсутствие технических возможностей у некоторых банков понимают и в регуляторе. Поэтому ЦБ перенес сроки окончательного технического внедрения системы для всех кредитных организаций до середины 2019 года.
Впрочем, клиентам банков не стоит волноваться. Предоставление персональных данных будет осуществляться только с их согласия. «Если не хотят или боятся – ножками в государственный орган или в банк. И никакого интернета. В настоящее время системы защиты информации имеют очень высокую степень защиты данных. Но безусловного абсолюта, конечно, не существует», — отмечает Шевченко.