| | 4 июня 2014 | Нoвoсти нaуки и тexники
Рaзрaбoтaнa тexнoлoгия пoлнoгo мыслeннoгo упрaвлeния пoлeтoм сaмoлeтa
Упрaвляя сoврeмeнными сaмoлeтaми и другими лeтaтeльными aппaрaтaми, пилoты испoльзуют штурвaлы, ручки пeдaли и мнoжeствo другиx элeмeнтoв управления, что превращает это дел в достаточно сложный процесс. Но из научной фантастики нам достаточно хорошо известны системы, позволяющие управлять космическими кораблями, летательными аппаратами, боевыми роботами и автомобилями при помощи систем мысленного управления. И, превращая понятия научной фантастики в существующие факты, исследователи из Технологических университетов Мюнхена и Берлина разработали первую систему, позволяющую пилотам управлять их самолетами только лишь с помощью «силы» мысли. Согласно исследователям, проведенная ими демонстрация не только доказала не только саму возможность такого управления, но и то, что мысленное управление может обеспечить весьма высокую степень точности.
Несмотря на то, что сама идея мысленного управления кажется немного фантастической, ничего особо фантастического в этом нет, в основе технологии лежат давно известные и отработанные временем методы обработки сигналов. Проект системы мысленного управления был выполнен в рамках европейского проекта «Brainflight», конечной целью которого является разработка специального шлема для пилота, оснащенного матрицей электроэнцефалографических электродов. Эти электроды считывают картину электрических сигналов деятельности головного мозга, а специализированный алгоритм, разработанный берлинскими исследователями, выделяет из общей картины только те сигналы и образы, которые имеют отношение к процессу управления, и преобразует их в команды, передаваемые исполнительным агрегатам летательного аппарата.
Конечно, технология, разработанная немецкими учеными, еще ни разу не проверялась на реальных самолетах. Для отработки всех составляющих частей системы использовался авиационный симулятор. В испытаниях были задействованы семь участников, имеющих различный уровень пилотирования, от опытных пилотов до абсолютных новичков в этом деле. Но полученные результаты удивили даже самих исследователей. Каждый из участников оказался способен управлять самолетом с точностью, достаточной для получения лицензии пилота, каждый из людей удерживал самолет при посадке в пределах 10 градусов от заданного положения в среднем 8 из 10 раз. Практически все участники совершили успешные посадки в условиях плохой видимости, никогда не касаясь элементов управления самолета.
Как утверждают исследователи, разработанной ими технологии требуется пройти еще целый ряд модернизаций и доработок, прежде чем ее можно будет использовать на реальных летательных аппаратах. В первую очередь это заключается в том, что существующая система абсолютно не обеспечивает никаких обратных связей, которые являются одними из главных составляющих ощущений пилота во время полета.
«Конечная цель нашего проекта заключается в том, чтобы сделать полеты доступными большему количеству людей» — рассказывает Тим Фрик (Tim Fricke), инженер из Мюнхенского технологического университета, — «При помощи системы мысленного управления управление полетом будет проще и легче. Это уменьшит физическую и психологическую нагрузку на пилота, что благоприятно скажется на безопасности полета. Пилоты получат большую свободу перемещения в рамках ограниченного пространства в кабине и возможность выполнения других дополнительных задач».