фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Пoчти трeть oпрoшeнныx сooбщили, чтo oбeспeчивaют сeбя прoдуктaми, которые сами же и вырастили. На основе этих данных эксперты делают вывод, что в поведении наших соотечественников преобладают в основном «архаичные формы улучшения своего материального положения, распространенные еще в ходе кризиса «выживания» в 1990-х годах», передает «Газета.Ru».
Экономисты отмечают, что средний класс также вынужден менять стратегии своего потребительского поведения. Так, во втором квартале 2017 года 69% представителей этой социальной группы экономили на питании вне дома, а 63% опрошенных старались уменьшить траты на отпуск.
Как подчеркивает эксперты, привыкание граждан к вялотекущему кризису привело к тому, что они уже не ощущают резкого ухудшения финансового благополучия. Более того, россияне стали более позитивно оценивать динамику своего материального положения. Если в июле 2015 года и 2016 года доля лиц, считающих, что их материальное положение за последние два-три месяца ухудшилось, составляла соответственно 44% и 32%, то в июле 2017 года – 28%.
Сотрудники исследовательского холдинга «Ромир» недавно выяснили, какие стратегии применяют россияне для удержания своих трат в разумных пределах. Оказалось, что самым популярным способом сэкономить стала охота за скидками и промо-акциями.
Отметим, что реальные располагаемые доходы населения России, по данным Росстата, в июне 2017 года после затяжного спада показали нулевую динамику. Однако эксперты не видят в этом повода для оптимизма. По их мнению, дальнейшая статистика без субсидий государства в предвыборный период будет также отрицательной.