Зaкaнчивaeтся эпoxa oгрoмныx динoзaврoв oт тoргoвли, a мы стaнoвимся свидeтeлями прeврaщeния в руины oгрoмныx и кoгдa-тo успeшныx тoргoвыx прoстрaнств. Удивитeльныe пeрeмeны, кoтoрыe прoисxoдят прямo нa нaшиx глaзax, нo мнoгиe нe зaмeчaют этoгo. Тoргoвыe центры бодрым шагом уходят в прошлое. Посмотрите что находиться на экспозиции в Барнауле: ТЦ «Пассаж», ТЦ» НордВест», «Посуда-Центр», бывший «Прораб», ТЦ «Малина»…
Появление Торговых Центров
В середине 20 века у людей начал появляться личный транспорт и возможность жить в более комфортных (пусть и отдаленных) районах города. Машины позволяли не беспокоиться о расстояниях.Первые в мире ТЦ ориентировались именно на автовладельцев. Их открывали на окраинах и снабжали гигантскими парковками. Строительство часто велось при государственной поддержке. Розничная торговля — это выгодное вложение в инфраструктуру любого города.
Почему же торговые центры с каждым годом чувствуют себя все хуже?
1. Социальные причины
До середины 90-х в США строили по 140 торговых центров в год, но в 2007 году случился переломный момент. В тот год (впервые за полвека) не было открыто ни одного. А с 2008 ТЦ вообще начали закрываться.Не все люди чувствуют себя комфортно в толпе. Для многих поход в такие места вынужденная и часто неприятная необходимость. Современные технологии позволяют обходиться без посещения мест с большим скоплением людей.
2. Устаревшая бизнес-модель
Как с прокатом видеокасет, компанией Nokia или Polaroid. На пару лет расслабился и никто даже не успел понять как это произошло, но ты уже устарел и оказался на свалке истории.
Сейчас торговые точки у дома добивают продуктовые гипермаркеты, а онлайн торговля всё сильнее душит магазины одежды. Торговые центры страдают по всем фронтам. В США из-за смены форматов уже обанкротились 200 из 1300 ТЦ по стране.
3. Доставка всего
Помните время, когда на улицах мы не встречали так много желтых и зеленых плащей? Современный покупатель даже в Макдоналдс не хочет дойти. Заказывает доставку бургеров на дом или в офис.
Ещё вчера люди опасались купить кроссовки в интернете. Мол, они же не подойдут или цвет будет не такой, как на картинке. Больше никто не боится.
Adidas с каждым годом закрывает всё больше розничных магазинов и фокусируется на онлайне. А в прошлом году наш Wildberries стал самым популярным в мире магазином одежды.
Сейчас никто не ждет неделями свой товар и не переживает по поводу размера. Современная логистика — ещё один гвоздь в крупные форматы.
4. Развлечения в сети
Лет 15 назад люди старались каждый новый фильм посмотреть в кинотеатре, но не в 2020 году. Моё личное ощущение, что вообще перестал ходить в кино. Только компанией и на какие-то особенные фильмы.
Знаете, понравилась аналогия с телевизором. В кинотеатре ты должен специально подстроиться под время сеанса, должен посмотреть рекламу, ты не можешь поставить на паузу, чтоб выйти в туалет и ты должен заплатить за один сеанс цену месячной подписки на онлайн кинотеатр.
5. Долго и дорого
Чтоб посетить ТЦ придется потратить деньги на бензин, отстоять пробки, заплати за парковку и несколько часов обходить магазины по всем этим бесконечным этажам. И далеко не факт, что вы найдете самое выгодное предложение.
Никакая розничная точка не сможет конкурировать по ассортименту со своим представительством в сети. Одно уже распродали, другое еще не приехало. А как обидно будет купить что-то, а дома обнаружить, что эта вещь есть в вашем любимом цвете, но его просто не оказалось в тот момент в магазине.
Сегодня во всем мире торговые центры пробуют переделывать под офисы, жилые квартиры, производственные помещения. Пытаются привлекать людей детскими парками аттракционов и тренажерными залами, но все это довольно слабые попытки переломить неутешительную для них тенденцию.