В Вoлгoдoнскoм филиaлe AO «AЭМ-тexнoлoгии» (вxoдит в мaшинoстрoитeльный дивизиoн Рoсaтoмa – Aтoмэнeргoмaш) тoржeствeннo oтгрузили пeрвый кoрпус aтoмнoгo рeaктoрa ВВЭР-ТOИ (вoдo-вoдянoй энeргeтичeский рeaктoр типoвoй oптимизирoвaнный инфoрмaтизирoвaнный) для пeрвoгo блoкa Курской АЭС-2.
ВВЭР-ТОИ – разработка российских конструкторов ОКБ «ГИДРОПРЕСС» на базе технических решений для реакторных установок ВВЭР-1200. Атомные энергоблоки с реакторами нового типа характеризуются повышенной мощностью, улучшенными технико-экономическими показателями и обладают повышенной устойчивостью к экстремальным внешним воздействиям и природным катаклизмам.
Генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов в этой связи отметил: «Главное отличие ВВЭР-ТОИ от предыдущих проектов с ВВЭР-1200 – его «типизация» за счет использования информационных технологий: вне зависимости от того, где будет строиться АЭС, разработчики и изготовители оборудования смогут пользоваться единой информационной базой с существующими отработанными решениями и адаптировать их к конкретному проекту.»
Новый реактор изготовлен из безникелевой стали. Технология предусматривает четыре сварных шва, вместо шести (как у корпуса реактора ВВЭР-1200). При этом уменьшение количества сварных соединений в зоне повышенного радиационного облучения улучшает эксплуатационные характеристики корпуса реактора. Для автоматической сварки под флюсом применялись сварочные материалы, которые ранее не использовались на Атоммаше. Вес изделия – около 340 тонн.
В ходе изготовления реактора ВВЭР-ТОИ специалисты завода провели весь комплекс испытаний изделия, включая гидравлические испытания корпуса со штатной крышкой верхнего блока при давлении 24,5 МПа (250 атмосфер), что выше рабочего давления в 1,4 раза. Завершающим этапом изготовления изделия стала контрольная сборка с внутрикорпусными устройствами. В корпус реактора в проектное положение были установлены шахта, выгородка, блок защитных труб. Специалисты завода совместно с представителями заказчика выполнили необходимые контрольные операции. В результате были проверены все геометрические параметры, соосность элементов и подтверждено качество изготовленного изделия.
«Создание любого нового высокотехнологичного изделия, а тем более реактора нового поколения – всегда задача нетривиальная. С одной стороны, в случае ВВЭР-ТОИ и оборудования для него, базовые конструкционные решения уже достаточно известны и отработаны нами на практике, в производстве. С другой стороны – в атомном машиностроении любые изменения для изготовления нового продукта влекут за собой целую череду решений по адаптации технологического процесса. А это достаточно длительные и сложные процессы. От эффективности выполнения этой задачи зависит очень многое. На данный момент мы продвинулись вперед вполне успешно», – отметил генеральный директор АО «АЭМ-технологии» Игорь Котов.
Транспортировка ВВЭР-ТОИ будет осуществляться комбинированным путем. До спецпричала Цимлянского водохранилища изделие доставят автотранспортом, далее – речной путь по Дону и Волге до причала в Воронеже. Затем изделие вновь перегрузят на автотранспорт и доставят до Курчатова. По воде груз преодолеет 1500 км, при транспортировке автопоездом дорожный путь составит 300 км, при этом корпус реактора пересечёт 9 мостов.
Реактор – изделие первого класса безопасности. Представляет собой вертикальный цилиндрический корпус с эллиптическим днищем. Внутри корпуса размещается активная зона и внутрикорпусные устройства. Сверху реактор герметично закрыт крышкой с установленными на ней приводами механизмов и органов регулирования и защиты реакторов и патрубками для вывода кабелей датчиков внутриреакторного контроля.
Энергоблоки №1 и №2 Курской АЭС-2 поколения «3+» сооружаются по проекту ВВЭР-ТОИ (водо-водяной энергетический реактор типовой оптимизированный информатизированный) и соответствуют всем требованиям МАГАТЭ в области безопасности.